ATLANT Finance
  • ru

Поиск

Курсы валют

Загружаю...

Главная / Аналитика / Гривна (UAH) / ПРОГНОЗ КУРСА ДОЛЛАРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРИВНЕ ДО 02.02.2022

ПРОГНОЗ КУРСА ДОЛЛАРА ПО ОТНОШЕНИЮ К ГРИВНЕ ДО 02.02.2022

Инфляция в текущем году замедлится до 7,7%, но возвращение к цели Национального банка 5% ожидается в конце 2023 года. Реальный ВВП Украины по итогам 2022 г. увеличится на 3,4%. В дальнейшем рост экономики ускорится до около 4% в год. Об этом говорится в ежеквартальном Инфляционном отчете за январь 2022 года. НБУ пересмотрел прогноз инфляции на 2022 год с 5 до 7,7%. Возврат инфляции к цели 5% ожидается в 2023 году. Достижению цели по инфляции в 2022 году будет мешать прежде всего перенос вторичных эффектов от высоких внешних цен на энергоносители и продовольствие. Это отразится на ценах широкого перечня товаров и услуг. Значительное влияние будет иметь рост затрат бизнеса на оплату труда и корректировку административных цен. Сохраняется и ценовое давление со стороны стран – торговых партнеров Украины, в которых инфляция только приближается к пиковым значениям. Инфляцию будет подпитывать и устойчивый внутренний потребительский спрос. Усиление геополитической напряженности в конце 2021-начале 2022 года также будет генерировать существенное давление на цены через курсовой канал и канал ожиданий. В то же время постепенному замедлению инфляции будет способствовать усиление монетарной политики НБУ. Уже в январе НБУ повысил учетную ставку до 10% и объявил о дальнейших планах по усилению монетарной политики. Таким образом уже в первом полугодии 2022 года состоится переход к жестким монетарным условиям. По текущему прогнозу НБУ, цикл снижения учетной ставки начнется не раньше конца 2022 года. Среди других важных факторов, способствующих замедлению инфляции: коррекция мировых цен на сырьевые товары, влияние рекордных прошлогодних урожаев, исчерпание последствий пандемии и постепенное утоление мирового инфляционного всплеска. Как следствие, инфляция и дальше будет снижаться и в конце года замедлится до 7,7%. Впрочем, в течение года инфляционная динамика будет достаточно волатильной из-за эффектов базы сравнения. Базовая инфляция в краткосрочной перспективе также будет оставаться на уровне около 8% из-за вторичного эффекта от переноса производственных затрат. Впрочем, благодаря более жесткой монетарной политике она снизится до 6% в конце 2022 года. Возвращение инфляции в цели Национального банка 5% ожидается в конце 2023 года.

Экономика Украины в 2022 году будет расти медленнее, чем ожидалось раньше. В 2023–2024 годах темпы роста ВВП ускорятся до около 4%. Национальный банк ухудшил прогноз роста экономики Украины в 2022 году с 3,8 до 3,4%. Среди причин высокие цены на энергоносители, негативное влияние геополитической напряженности, дефицит отдельных видов продукции в мире и последствия коронакризиса. Частично действие этих факторов будет сказываться на экономике и в 2023 году, в частности, из-за негативного влияния геополитической напряженности на инвестиции. Учитывая это, НБУ ухудшил прогноз роста ВВП на 2023 год с 4 до 3,7%. В дальнейшем экономика ускорит рост до 4%. Дальнейшему восстановлению экономики должны помочь стабилизация геополитической ситуации, рост мировой экономики и сохранение достаточно благоприятных условий торговли. Положительное влияние будет иметь и распространение вакцинации, а также дальнейшее налаживание цепей производства и поставок в мире. Это будет способствовать наращиванию производства и оживление инвестиционной деятельности в Украине. Частное потребление, несмотря на определенное замедление, будет оставаться главным драйвером экономики, в том числе потребительские расходы будут расти темпами около 5-6% в год за счет увеличения реальных доходов населения. Монетарная политика Национального банка, несмотря на усиление, не будет препятствовать экономическому росту. Во-первых, гибкость инфляционного таргетирования позволяет более длительно отклоняться инфляции от цели для минимизации потерь в экономическом росте. Во-вторых, последовательная политика НБУ будет способствовать обеспечению макроэкономической стабильности и минимизации беспокойства инвесторов, что позволит сохранить приток иностранного капитала в Украину. Рост внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, отразится на расширении дефицита текущего счета – до 3,3–3,5% ВВП в 2022–2024 годах. Впрочем, он будет близок к равновесному уровню.

Восстановление экономики будет способствовать постепенному улучшению ситуации на рынке труда, которое, впрочем, будет медленнее, чем ожидалось, из-за имеющихся диспропорций и влияния карантинных ограничений. Безработица в дальнейшем будет снижаться, но ее замедление до естественного уровня (8,5%) произойдет позже прогнозируемого. В частности, в 2022 году его уровень снизится до 9,1%, а в 2023 году – до 8,9%. Быстрейшему улучшению ситуации на рынке труда будут мешать профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением. Приведенные факторы, а также значительный спрос на рабочую силу за рубежом предопределят более высокие темпы роста зарплат в 2022 году – номинальные зарплаты увеличатся, а 15,2%, а реальные (т.е. за вычетом инфляции) – на 6,1%. В то же время, учитывая постепенное сокращение разрыва между зарплатами на внутреннем и внешнем рынках, а также ожидаемую переквалификацию работников и, как следствие уменьшения диспропорций на рынке труда, в 2023 году темпы роста номинальных заработных плат снизятся до 10,2%, а реальных – до 4 ,1%.

Основным предположением текущего макропрогноза остается продолжение сотрудничества с МВФ. Это особенно актуально в условиях нынешнего ухудшения информационной среды на фоне напряженной геополитической ситуации и усиления конкуренции за иностранный капитал из-за более жестких монетарных условий в мире. Ключевыми же рисками остаются эскалация Россией военного конфликта и более длинный, и существенный, чем ожидалось ранее, ценовой всплеск в мире.

В 2021 году потребительская инфляция составила 10%. Цель в 5%±1 в. п. превышена более существенно, чем ожидалось год назад. В значительной степени инфляционные тенденции в Украине отражали глобальные процессы. Потребительская инфляция ускорилась во всем мире, а в развитых странах была самой высокой за последние несколько десятилетий. В целом глобальный рост инфляции является следствием стремительного обновления спроса (учитывая масштабные фискальные и монетарные стимулы) и их переориентации на отдельные группы товаров и услуг на фоне медленного возобновления предложения из-за нарушений цепей производства и поставок. Как следствие стремительно дорожали энергоресурсы, сырьевые товары и отдельные производственные компоненты. Все это усиливалось углублением диспропорций на рынке труда из-за пандемии, что отражалось в безжизненном возвращении к рабочей силе, а в отдельных странах – в высоком уровне увольнений по собственному желанию из-за смены приоритетов работников. В то же время, существенно вырос спрос на работников отдельных специальностей, например, в сфере ИТ и здравоохранения. Востребованными были рабочие специальности и работники сельского хозяйства. Как следствие, внешний спрос оживлял трудовую миграцию и стимулировал рост расходов на оплату труда. Эти процессы, с одной стороны, транслировались в существенный импорт инфляции. А с другой – способствовали укреплению гривны из-за высокого удельного веса сырьевых товаров в экспорте и поступлений от трудовой миграции, что сдерживало рост цен. Подпитывали инфляцию и внутренние факторы, в частности, в отличие от предыдущих кризисов, стремительно восстанавливался потребительский спрос. В ответ на реализацию ряда проинфляционных рисков и трансформацию транзитивных драйверов инфляции (как внутренней, так и мировой) в более длительные и системные факторы НБУ ускорил усиление монетарной политики. В частности, существенно повышал ключевую ставку с ІІ квартала 2021 года и свернул монетарные стимулы, введенные во время пандемии 2020 года. Усиление монетарной политики будет продолжаться и в 2022 году. Однако, ввиду мощности проинфляционных факторов и длительности действия трансмиссионного механизма, инфляция вернется к цели – в конце 2023 года.

Дефицит государственного бюджета на 2022 год соответствует ориентирам, утвержденным Бюджетной декларацией на 2022–2024 годы, и меньше, чем фактический уровень предыдущего года как в номинальном измерении, так и в отношении ВВП (по оценкам НБУ). Кроме того, он имеет потенциал к большему сужению. Основные параметры государственного бюджета сформированы на основе консервативного макроэкономического прогноза, в первую очередь в части номинального ВВП и объемов импорта. Сохранение номинального дефицита возможно даже в случае просмотра других бюджетных параметров в сторону увеличения. Это, в частности, обусловлено возможными трудностями в привлечении внешнего финансирования, учитывая неблагоприятные условия на мировых финансовых рынках для стран с развивающимися рынками (ЭМ) и высокой премией за риск для Украины. Продолжение сотрудничества с международными партнерами позволит получить официальное финансирование и упростит выход на международные рынки капитала после ослабления геополитической напряженности. Дальнейшее сужение первоначального дефицита (почти до нуля в 2022 году) свидетельствует о продолжении фискальной консолидации, что приведет к дальнейшему сокращению долга по отношению к ВВП. Это должно положительно отразиться на восприятии инвесторами рисков макроэкономической стабильности, не связанных с геополитической напряженностью. В частности, это позволит обеспечить большую устойчивость и гибкость государственных финансов, а также повысить инвестиционную привлекательность страны.

В 2021 году ЕС представил дизайн реформы экологической политики. Один из ее ключевых элементов – механизм пограничной углеродной корректировки (СВАМ) – будет охватывать около 20% украинского экспорта товаров в ЕС и напрямую влиять на его динамику. По оценкам НБУ на основе ряда предположений, потенциальные потери украинского экспорта от СВАМ составят около 100 млн дол. США в год при сохранении текущего уровня экологичности производства, львиная доля потерь придется на электроэнергию и металлургию. Впрочем, потери могут быть больше через пересмотр текущего механизма, запланированный на февраль 2022 года, появление аналогичных механизмов регулирования в других странах и опережающее экологическое обновление производственных процессов странами, которые являются основными конкурентами Украины. В то же время, учитывая предусмотренный к 2026 году переходный период, позволяющий странам адаптироваться к новым правилам с целью минимизации потерь, CBAM может стать мощным драйвером модернизации украинского производства.

Украина - страна с малой открытой экономикой со значительной долей сырьевых товаров во внешней торговле. Это приводит к значительному влиянию конъюнктуры мировых рынков на ВВП, обменный курс и инфляцию в Украине, а значит, и на решения по монетарной политике. НБУ для количественной оценки этого влияния рассчитывает индекс сырьевых условий торговли, основанный на основе крупнейших групп экспорта и импорта Украины. При гибком обменном курсе экономика имеет встроенный механизм балансировки изменений условий торговли. В то же время, его действие отличается в зависимости от природы ценовых шоков, силы прямых и косвенных эффектов. Ответ монетарной политики будет зависеть от того, влияет ли цена товара на потребительские цены напрямую. Повышение цен на сырьевые товары в 2021 году обусловило стремительное улучшение условий торговли для Украины. Это способствовало укреплению обменного курса гривны и сдерживало инфляцию. В условиях фиксированного курса инфляция была бы выше, а монетарная политика должна быть более жесткой. В 2022 году ожидается ухудшение условий торговли в результате снижения экспортных цен и высоких цен на энергетические товары. С одной стороны, снижение экспортных цен, в том числе продовольствие, снизит давление на внутренние цены. С другой стороны, будет сохраняться давление со стороны высоких цен на энергетические ресурсы, а ухудшение условий торговли отразится на валютном канале. Это потребует проведения более жесткой монетарной политики. В 2023-2024 годах условия торговли будут оставаться почти неизменными, что будет иметь нейтральное влияние на монетарные решения.

В период с 24 по 28 января НБУ продал на межбанковском валютном рынке 759,5 млн долл., не покупая валюту. Об этом свидетельствуют данные Нацбанка. При этом 729,5 млн долл. центробанк продал по лучшему курсу, а 30 млн долл. — по единому. В результате за 2022 год НБУ продал 1,51 млрд долл., а купил 20 млн долл.

С начала года украинцы купили валюты на 230 млн долл., нерезиденты — на 380 млн долл. Несмотря на агрессивные действия России и влияние сезонных факторов на курс гривны, паники на валютном рынке нет. Об этом сообщил заместитель главы НБУ Юрий Гелетий. Ключевой фактор ослабления гривны психологический, отметил Гелетий. «На валютный рынок повлияли агрессивные действия России и геополитическая напряженность. В апреле прошлого года мы уже проходили через подобные испытания, но они были более краткосрочными и после прекращения агрессивных действий со стороны России ситуация нормализовалась. К сожалению, на этот раз геополитическая напряженность наблюдается более длительный период, а поведение России более дерзкое и деструктивное, что ощущают участники и внутреннего, и внешнего рынка», — отметил он. Кроме того, наблюдалось влияние глобальных и сезонных факторов: высокие цены на энергоресурсы; значительные бюджетные расходы; снижение продаж предприятиями АПК. «Нацбанк будет соблюдать политику плавающего курса, но будет сглаживать колебания. Мы не видим оснований для введения валютных или административных ограничений», — отметил замглавы НБУ. Кроме этого, по его словам, 28 января наблюдается умиротворение валютного рынка и Нацбанк в этот день не делал интервенций.

Украина в декабре 2021 года выкупила 5,6% эмиссии ВВП-варрантов после покупки 11% в августе 2020 года. «Минфин в декабре потратил около 170 млн долл. на выкуп ВВП-варрантов. Правительство сэкономило в прошлом году на процентах по госдолгу (по сравнению с планом), поэтому могло себе позволить такие расходы. Было бы, конечно, лучше сейчас покупать, когда они упали в цене, но кто же им это позволит сегодня», — сообщил Паращий. Во время январского обострения ожиданий нападения РФ на Украину котировки ВВП-варрантов упали до 73,7% от номинала. Согласно файлам Госказначейства, по состоянию на конец ноября выплаты по государственным деривативам составили 997,72 млн грн. Речь идет о выплате 40,75 млн долл. держателям ВВП-варрантов в мае 2021 за экономический рост 2019 года. Однако уже к концу декабря показатель выплат по государственным деривативам вырос до 5,63 млрд грн. Учитывая, что выплата дохода по ВВП-варрантам происходит только один раз в год, рост расходов в декабре на 4,64 млрд грн. (это 170 млн долл. по курсу около 27,2) мог быть вызван только выкупом ВВП-варрантов. «Усиленно готовимся к предстоящему экономическому росту», — отметил Паращий. Речь идет о том, что выплаты по ВВП-варрантам привязаны к росту ВВП и будут продолжаться до 2041 года. По правилам варрантов, Украина не платит кредиторам, если экономика растет медленнее, чем 3%. При росте ВВП от 3% до 4% в год кредиторы могут рассчитывать на 15% этого одного процента роста. Варранты, или инструменты восстановительной стоимости (VRI) — это долговые бумаги, которые инвесторы получают вместо списанной части долга. Выплаты по варрантам привязаны к темпам роста экономики. То есть если экономика страны не растет или растет медленнее, чем указано в соглашении с кредиторами, то держатели варрантов не получают выплаты. Украинские ВВП-варранты были выпущены в рамках реструктуризации госдолга в 2015 году вместо еврооблигаций на номинальную сумму 3,2 млрд долл. и не являются частью госдолга страны.

В НБУ прогнозируют, что золотовалютные резервы Украины будут уменьшаться к 2024 году. Об этом свидетельствуют данные инфляционного отчета регулятора за январь. По мнению аналитиков Нацбанка, резервы снизятся в течение 2022 года с 30,9 млрд долл. до 29,2 млрд долл., а в течение 2023 года до 28,2 млрд долл. В 2024 году, по прогнозам НБУ, резервы немного возрастут до 28,7 млрд долл.

Рост денежной массы в Украине за 2022 год будет замедляться до 11,7%. По результатам прошлого года этот показатель составил 12%. Об этом свидетельствуют данные инфляционного отчета НБУ за январь. По прогнозам Нацбанка, рост денежной массы в 2022 году замедлится на 11,7%, в 2023 году — на 11,6%, в 2024 году — на 11,9%. В 2021 году денежная масса увеличилась на 12% (до 2,07 трлн грн.), тогда как в 2020 году — на 28,6%, а в 2019 году — на 12,6%. Денежная масса, или денежное предложение, — совокупность остатков денег во всех их формах, имеющихся в распоряжении субъектов денежного обращения в определенный момент. Изменение денежной массы оказывает непосредственное влияние на интенсивность оборота денег, на формирование платежеспособного спроса, на конъюнктуру рынков, а значит — на экономическое развитие. Поэтому регулирование денежной массы является ключевым направлением государственной денежно-кредитной политики.

Национальный банк не будет повторять ошибки прошлого и не будет удерживать фиксированный курс гривны на каком-то определенном уровне. Об этом во время брифинга «Валютная и монетарная политика НБУ. Итоги и прогнозы» заявил глава НБУ Кирилл Шевченко. «Для сбалансирования валютного рынка с начала 2022 года НБУ продал почти 1,5 млрд долл. У нас достаточно резервов для того, чтобы придерживаться нашей стратегии валютных интервенций и сглаживать колебания», — заявил Шевченко. «Мы уверены, что рынок в будущем сбалансируется. Мы не исключаем, что может быть даже коррекция валютного курса, как это происходило во время прошлых кризисов», — сообщил Шевченко. С начала 2022 года украинская национальная валюта, оказалась на втором месте в рейтинге мировых валют по уровню девальвации.

Украине нужно не менее 4−5 млрд долл. для стабилизации экономической ситуации. Такую цифру 28 января озвучил президент Зеленский на брифинге с представителями иностранных СМИ. Президент заявил, что начавшаяся после сообщений о возможном широкомасштабном вторжении России экономическая паника «очень дорого стоит для Украины».

У Украины достаточно ресурсов для обеспечения макроэкономической и макрофинансовой стабильности. Об этом заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. «Макроэкономическая стабильность является фундаментом роста экономики. Сейчас у нас достаточно ресурсов, чтобы обеспечивать макроэкономическую и макрофинансовую стабильность. На казначейском счете более 27 млрд. грн. На валютных счетах — более 30 млрд грн. Резервы НБУ — почти 30 млрд долларов», — сказал премьер-министр. Он отметил важность обеспечения экономической стабильности в условиях «расшатывания экономики действиями страны-агрессора и информационного нагнетания». Шмыгаль также напомнил об 1,2 млрд евро макрофинансовой помощи, которую ЕС выделит Украине. Кроме того, он призвал международных партнеров не только поддержать долгосрочную модернизацию Украины, но и помочь смягчить удар по экономике через инструменты гарантий или льготного финансирования. Премьер-министр также обратился к представителям бизнеса стран-партнеров, призвав их инвестировать в Украину, чтобы оказать практическую поддержку украинской экономике.

Начало недели на межбанковском валютном рынке прошла достаточно динамично, гривна находилась в рамках прогнозируемого диапазона. В четверг спрос превышал предложение практически всю первую половину сессии и курс неоднократно тестировал уровень в 29 гривен за доллар. Уже к полудню доллар укрепился на 17 копеек. А НБУ был вынужден выйти на рынок с продажей доллара в формате запроса лучшего курса и продавал порционно доллар уже фактически всю активную фазу торгов. Начинал продавать регулятор с уровня 28,95 гривен и выше. Но это лишь частично сдерживало рост котировок. Несмотря на старания Нацбанка — курс рос и к обеду доллар окончательно закрепился на отметке выше психологического порога в 29,0 гривен за доллар. Иностранцы продолжали скупать валюту. Но как только в СМИ появилось заявление МИД РФ о недопустимости военных действий между Украиной и Россией — ситуация кардинально изменилась. Причем, как на украинском межбанке, так и на международных площадках. Покупатели резко снизили свои запросы по суммам, а продавцы стали спешить закрыть свои сделки, на опасениях проседания курса доллара. Благодаря чему гривне удалось отвоевать несколько копеек у американской валюты. В результате за день торгов на межбанковском валютном рынке доллару удалось укрепиться на 10 копеек. В пятницу психологическое давление на новостях вокруг границ Украины снизилось и валютный рынок моментально на это среагировал падением валютных котировок. Нацбанку даже не пришлось сегодня выходить на рынок с интервенциями, что уже даже как-то непривычно для очень напряженных предыдущих дней этой недели. Участники торгов первое время не могли даже «сложить цену» доллару и только к 11 часам начали активизироваться на рынке и проводить сделки на крупные суммы. С самого утра предложение превышало спрос, а покупатели не спешили закрывать свои сделки, так как надеялись на снижение котировок и были правы. Продавцы оказались в уже непривычной им роли за последние время и были вынуждены постепенно снижать свои ценники. В результате к полудню гривна укрепилась на 12 копеек. А к обеду укрепилась еще на 11 копеек. В результате за день торгов на межбанковском валютном рынке гривне удалось укрепиться на 22 копейки.

Сегодня математически обоснованным курсом гривны по нашим расчётам должен стать диапазон 26,0-26,5 грн. за доллар. Но учитывая фундаментальный риски, который возникли из-за концентрации российских войск на границе с Украиной стоит ориентироваться на курс в диапазоне 28,0-28,5 гривен за доллар. Данный фактор временный поэтому, когда данные причины будут нивелированы курс снова вернется в математически обоснованный диапазон.

 

Как может развиваться ситуация на протяжении ближайших дней:

31.01.2022 диапазон 28,2-28,7 гривен за один американский доллар;

01.02.2022 диапазон 28,2-28,7 гривен за один американский доллар;

02.02.2022 диапазон 28,2-28,7 гривен за один американский доллар.

 

Больше аналитических прогнозов на сайте: http://a-f.co.ua/

Подписаться на аналитику: http://a-f.co.ua/news/subscribe/

По данным информационной системы TRDATA: https://site.trdata.com

31.01.2022

 

© 2024 Atlant Finance. Создание сайта веб студия Seotm